Начать сплав по реке Пра можно в районе поселка Тюрвищи на правом берегу протоки между Великими озерами, на пляже у свай бывшего моста шоссе Москва - Касимов. В этом случае значительная часть маршрута будет проходить по озерам с заболоченной береговой линией, на которых число мест для стоянки ограниченно. Большинство групп стартуют в райцентре Спас- Клепики.
Самое близкое от автостанции Спас-Клепиков место для стапеля находится возле автомоста, однако там много мусора, а чистое место для сборки байдарок и спуска их на воду- это пляж ниже по течению, в двухстах метрах от автостанции.В этом месте к туристам могут подходить "представители" национального парка "Мещерский" и требовать предъявления разрешений либо оплаты. Подробно о ситуации с пребыванием туристов на территории парка Мещерский и Окского заповедника и возможном вымогательстве читайте специальный материал.
Участок от Спас - Клепиков до деревни Борисово самый "населенный" на Пре. Правый берег на этом участке представляет собой заросли кустарника, за которым простираются заливные луга и болота. По левому берегу кусты чередуются с полянами и пляжиками, а также небольшими сосновыми лесами, активно посещаемыми жителями окрестных населенных пунктов.
Перед мостом между деревнями Борисово и Макарово накопилось много топляка, проход под ним затруднен. В 2014 году можно было пройти в двух левых пролетах или протиснутся в крайнем правом. Не исключена ситуация, при которой в ближайшие годы у моста образуется непроходимый завал.
Участок от Спас - Клепиков до деревни Борисово самый "населенный" на Пре. Правый берег на этом участке представляет собой заросли кустарника, за которым простираются заливные луга и болота. По левому берегу кусты чередуются с полянами и пляжиками, а также небольшими сосновыми лесами, активно посещаемыми жителями окрестных населенных пунктов.
Перед мостом между деревнями Борисово и Макарово накопилось много топляка, проход под ним затруднен. В 2014 году можно было пройти в двух левых пролетах или протиснутся в крайнем правом. Не исключена ситуация, при которой в ближайшие годы у моста образуется непроходимый завал.
После Макарово Пра течет по более симпатичной равнинной местности с редкими молодыми соснами и березками. Обрывистые берега здесь невысоки и возможны экстренные стоянки (дрова придется поискать). Небольшой лесной участок после деревни Подгорье (Мельница) быстро сменяется зарослями трав и кустов по берегам и только через некоторое время после промелькнувшего по левому берегу Взвоза к берегам приближаются сосновые леса. Появляются первые удобные и оборудованные стоянки. По правому берегу они в основном байдарочные, по левому берегу все стоянки на этом участке раньше активно использовались для автопикников, но из-за того, что лесниками была углублена канава, пересекающая подъездную дорогу, теперь только редкий внедорожник доезжает до берега Пры.
Перед самой Заводской Слободой стоянки по правому берегу по-прежнему населены автомобилистами. Большинство пролетов под бетонным мостом в Слободе завалено, проход сохранился возле правого берега. После бетонного моста на левом берегу перед домами отличный пляж, а на правом места для экстренных стоянок.
Перед самой Заводской Слободой стоянки по правому берегу по-прежнему населены автомобилистами. Большинство пролетов под бетонным мостом в Слободе завалено, проход сохранился возле правого берега. После бетонного моста на левом берегу перед домами отличный пляж, а на правом места для экстренных стоянок.
Самый интересный и красивый участок реки Пра, приблизительной протяженностью 45 километров, располагается от Заводской Слободы до Деулино.
Хороших оборудованных стоянок после Заводской Слободы хватает на всех, к половине из них нет подъездов для автомобилей. Часто встречаются отмели и пляжи различных размеров. Берега Пры в этих местах покрыты красивейшими сосновыми и смешанными лесами, найти место для экстренной стоянки несложно. Исключение - несколько небольших участков лиственного чернолесья после знаменитой стоянки "Идолы". От Слободы до Деулино попадутся три завала- перед Горками, у моста в Горках и перед Лесохимом. В обход первого завала река промыла мощную протоку, если она не окажется перегороженной случайно упавшим деревом, то обноса здесь удастся избежать. Завал у моста возле Горок находится в постоянной "динамике". В определенный сезон он может быть проходим, в другие потребуются обносы, либо по правому берегу, либо слева через кусты в протоку с последующим прохождением под левым пролетом моста.
Перед Лесохимом расположен самый глухой завал на Пре, обнос которого неизбежен. Незадолго до старого завала перед Горками постепенно образуется новый, но пока с ним борются организаторы коммерческих сплавов, байдарки можно проводить справа вдоль пляжа.
Перед Лесохимом расположен самый глухой завал на Пре, обнос которого неизбежен. Незадолго до старого завала перед Горками постепенно образуется новый, но пока с ним борются организаторы коммерческих сплавов, байдарки можно проводить справа вдоль пляжа.
Если вы решили не заканчивать маршрут в Деулино, а продолжить сплав до населенного пункта под названием Брыкин Бор, то может потребоваться обнос моста в Деулино. На пути к Брыкиному Бору потребуется еще как минимум два обязательных обноса: перед вхождением Пры в спрямленное русло речки Белая и в районе границы Окского заповедника.
Антистапель в Деулино возможен на правом берегу в 50-100 метрах не доходя до моста на травянистой поляне или на левом у пологого песчаного берега. Прохождение участка Пры от Спас-Клепиков до Деулино подробно описано в ЛОЦИИ ДЛЯ СПЛАВА НА БАЙДАРКАХ ПО РЕКЕ ПРА.
После Деулино на протяжении 10-12 километров Пра по- прежнему течет в живописных сосновых лесах с хорошими стоянками (количество их меньше, чем до Деулино), но после хутора "Старый Кудом", к которому налево уходит широкая старица начинается протяженный болотно-луговой участок с кустами и чернолесьем и очень редкими вкраплениями сосен. Самое красивое место на этом участке-протяженный обрыв с соснами на правом берегу носит название "Сонькина бровь". Перед мостом дороги на кордон Красинский у свай старого моста образуется завал. В некоторых местах после моста русло сильно захламлено упавшими деревьями. В Окском заповеднике сплав проходит по не очень симпатичной местности. Сосны по берегам появляются незадолго до поселка Брыкин Бор-административного центра заповедника. На территории заповедника останавливаться можно только на специально обозначенных стоянках, которых до Брыкиного Бора всего две. Антистаплель в Брыкином Бору оптимален на правом берегу на стоянке заповедника №3. От неё до автобусной остановки идти около километра.
При желании можно не сходить с маршрута в Брыкином Бору, а выйти в Оку и продолжить сплав до Касимова, однако это уже совсем другая история.
Антистапель в Деулино возможен на правом берегу в 50-
После Деулино на протяжении 10-
При желании можно не сходить с маршрута в Брыкином Бору, а выйти в Оку и продолжить сплав до Касимова, однако это уже совсем другая история.
Copyright©Добрая вода – На реку 2005-2015
Копирование материалов с сайта без разрешения запрещено